Вопрос-ответ

На Восстановительном Устройстве (ВУ) «Торнадо-Гарантия 8» можно заряжать и восстанавливать до 8-и стартерных аккумуляторных батарей (АКБ), открытого типа  с жидким электролитом, одновременно (напряжением до 12 Вольт, емкостью до 220 Ач). Аккумуляторы подключаются в цепь последовательно при помощи гибких перемычек (поставляются отдельно), кроме того, возможно параллельное подключение нескольких АКБ одновременно (также при помощи гибких перемычек). Но выход (+/-) у устройства только один.

Температурный датчик позволяет следить за температурой электролита восстанавливаемых АКБ. Оборудование с температурным датчиком обычно используется для восстановления глубоко разряженных и глубоко засульфатированных батарей. Для восстановления данных АКБ требуется достаточно много времени и, как следствие, возможно повышение температуры электролита. Чтобы этого не происходило был введен в комплектацию температурный датчик. Температурный датчик используется только при заряде и восстановлении АКБ одинаковой емкости (!!!) и опускается в центральную банку одного из аккумуляторов, температура остальных аккумуляторов отслеживается визуально (на ощупь) на протяжении первых 2-х часов восстановления. Если аккумуляторы одинаковой емкости и примерно одинаковой степени сульфатации и разряженности, то температура, как правило, в них поддерживается на одном уровне.

Оборудование без термодатчика обычно используется для заряда и восстановления слабо разряженных и слабо засульфатированных АКБ, а также для заряда и профилактики новых аккумуляторных батарей.

Мы не рекомендуем заряжать и восстанавливать одновременно аккумуляторы у которых существенное различие в емкости. ВУ «Торнадо-Гарантия 8» устроено так, что в программное обеспечение устройства «вшивается» до 15-и типов аккумуляторных батарей. Пример:

  1. 12В 55Ач
  2. 12В 62Ач
  3. 12В 100Ач
  4. 12 В 190 Ач
  5. и т.д.

И прежде чем приступить к работе вы выбираете необходимый тип АКБ подлежащих восстановлению и необходимое их количество (от 1 до 8). Допустим у вас шесть батарей 190-х и две батареи 55-х. Если в программном обеспечении вы выберете 12В 55Ач, то 190-ые будут довольно долго восстанавливаться, в то время, как 55-ые уже полностью зарядятся и восстановятся. Если вы выберете 12В 190Ач, то 55-ые у вас просто закипят. Поэтому мы рекомендуем заряжать и восстанавливать одновременно АКБ у которых емкость отличается максимум на 10-15 Ач.

При восстановлении стартерных АКБ мы проделываем следующие шаги:

  1. ОБЯЗАТЕЛЬНО узнайте у заказчика – добавлялись ли во время эксплуатации АКБ электролит или кислота. Если это дело добавлялось, то АКБ на восстановление не принимается. Хотя заказчики очень часто либо обманывают, либо забывают о наличии добавления электролита или кислоты. Это легко определить после первого цикла восстановления АКБ тогда, как плотность может взлететь выше 1,30 г/см3. Нормой является плотность = 1,27 г/см3. И выше она быть не может! Если вы обнаружили факт увеличения плотности выше нормы, то об этом следует предупредить заказчика. Если даже восстановление АКБ произошло, то мы предупреждаем, что из-за повышенной плотности (которая возникла в следствии добавления внутрь АКБ либо электролита, либо кислоты) мы не даем никаких гарантий по поводу срока работоспособности данной АКБ.
  2. Визуальный осмотр батареи на наличие повреждений корпуса (при заказчике). Если корпус поврежден, то, как вы понимаете, такую батарею на восстановление мы не принимем.
  3. Замер плотности электролита (также при заказчике). Во время замера плотности видно, какого цвета электролит. Если электролит прозрачный, то это дает нам повод предполагать, что внутри разрушительных процессов нет и АКБ подлежит восстановлению. Если электролит мутный, с коричневым оттенком – тут может быть две причины: 1. Либо внутрь каким-то образом попала грязь, 2. Внутри АКБ уже идут разрушительные процессы, а именно отслоение активной массы от электродов. Эти две теории на месте поясняются заказчику. Вы сразу предупреждаете, что если электролит мутный из-за отслоения активной массы, то АКБ восстановлению не подлежит. Если же в батарею попало загрязнение, то восстановление возможно.
  4. Батарея ставится на восстановление (при заказчике). Одной из функций оборудования является тестирование батареи через определенный промежуток времени и выдача данных батареи на дисплей. Оборудование во время восстановления делает следующие замеры: 1. Емкость вкачанная в батарею за восстановление (Ач), 2. Время восстановления батареи (ч), 3. R – внутреннее сопротивление АКБ (Ом), 4. Uэдс – электродвижущая сила АКБ (В). Мы обычно ставим время тестирования = 5 минутам. Т.е. через каждые 5 минут восстановления оборудование будет тестировать данную АКБ.
  5. Итак, проходят первые 5 минут и оборудование выдает определенные значения. Конечно, о наличии сульфатации или разрушения, или замыкания, мы судим по ЭДС. Если после первого теста оборудование выдало ЭДС батареи ниже 11 В, то это уже навивает на мысль о внутреннем замыкании или разрушении. Если после третьего теста ЭДС не увеличилось, то данная АКБ снимается с восстановления и возвращается заказчику. И вы сообщаете ему о наличии внутреннего деффекта. Если же ЭДС поднялось выше 12Вольт, то батарея остается на восстановлении. В то же время вы наблюдаете за внутренним сопротивлением АКБ. Если сопротивление АКБ стало падать, то восстановление пошло наверх. Если сопротивление остается на прежнем уровне, то восстановление не происходит из-за внутреннего разрушения электродов.
Т.е. грубо говоря, чтобы прийти к определенным выводам (подлежит АКБ восстановлению или нет) необходимо от 10 до 20 минут.

По степеням сульфатацию мы не выделяем.. И, насколько мне известно, научного выделения степени сульфатации не существует. Мы не можем сказать, что если сопротивление, допустим, равно 2,3 Ом, то степень сульфатации такая-то или такая-то. Нет. По внутреннему сопротивлению мы лишь можем судить вообще о наличии сульфата на пластинах. Вы верно написали, что для новых АКБ сопротивление колеблется от 0,03 до 0,1 Ом. Поэтому, когда при диагностике (при первом измерении на ВУ «Торнадо-Гарантия») мы видим такие цифры, то это значит, что батарейка новая и нуждается лишь в небольшом (кратковременном) прогоне на ВУ и подзаряде. Если же сопротивление выше 0,1 Ом, то это говорит о наличии сульфата на пластинах и мы занимаемся восстановлением такой АКБ. Соответственно, чем выше сопротивление, тем больший слой сульфата на пластинах и тем больше времени вам потребуется для восстановления данной АКБ и, возможно, несколько циклов.

К примеру вам скажу.. Недавно мы занимались восстановлением 3-х тяговых панцирных батарей, напряжением 48 В, емкостью 400 Ач. Эти батареи совершенно новые. Но по причине халатности были очень засульфатированы из-за того, что простояли полгода в разряженном состоянии. Сопротивление таких батарей до восстановления было порядка 2,8 Ома. На восстановление одной АКБ потребовалось 4 дня (делали два цикла заряд/восстановление – разряд). Сопротивление упало до 0,05 Ом. Все параметры (Uэдс, плотность электролита) удалось довести до параметров новых АКБ. Теперь батареи исправно работают. Похожая ситуация бывала и со стартерными батарейками.

По поводу сопротивления (0,03-0,1 и 0,003-0,01). Мы говорим о значениях, которые нам выдает при измерении оборудование «Торнадо-Гарантия». Данное оборудование измеряет сопротивление во время заряда батареи (когда батарея находится в возбужденном состоянии). В данном состоянии образуется двойной ионный слой на электродах, который и сказывается на результатах измерения сопротивления. Т.е. другими словами – сопротивление у АКБ в возбужденном состоянии будет в несколько раз выше, чем у АКБ, находящейся в спокойном состоянии. Если вам необходимо знать точное значение сопротивления, то вам его нужно измерять тогда, когда батарея находится в спокойном состоянии специальными приборами. Т.е. до восстановления замерили, затем сделали цикл восстановления, после которого дали батарее отстояться 2-3 часа, и вновь сделали замер.

Вообще функция определения внутреннего сопротивления добавлена в опции оборудования для того, чтобы судить о том, идет восстановление или нет.
Гарантией (1,6 кВт) вы можете восстанавливать до 8 батарей. При этом рекомендуемое количество подключаемых батарей определяется их емкостью:
  • по 90 Ач включительно - 8 шт.; 
  • по 132 Ач включительно - 7 шт.; 
  • по 225 Ач включительно - 5 шт. 

Эта надпись обозначает что батарея неисправна. Вероятнее всего параметры отключения по току для их АКБ установлены не очень корректно. Пусть ставят на заряд по емкости  т.е . окончание по емкости а не по току . Для их батарей необходимо настроить отключение по току. Пусть работают по емкости.

Таким образом, работайте по емкости, и вам необходимо корректно отстроить параметры отключения по току. Как это сделать – на этот вопрос квалифицированно сможет ответить Владимир Петрович.

Вообще, если батарея плохая, то мы начинаем сначала работать с контроля по емкости. А когда АКБ еще не убита (довольно хорошая и внутреннее сопротивление небольшое), тогда мы работаем с режимом отключения по току. 
По поводу переполюсованных и глубокоразряженных АКБ. Такие батареи вы соединяете последовательно с нормальными, которые способны выдавать напряжение выше 3 В. Для того, чтобы оборудование могло стартовать. Если напряжение на батарее меньше трех вольт, то оборудование распознает, как будто батарея вовсе не подключена. Таким образом вы подключаете в цепь плохую АКБ с нормальной и стартуете. Пусть оборудование поработает минут 15-20. Затем уберите нормальную АКБ из цепи. И уже подключите только одну плохую. Выберите режим – «Контроль по емкости» и стартуйте! 
Теперь по поводу сопротивления. Все верно. Тут необходимо учитывать барьерный потенциал. Гарантия, как и Реаниматор измеряет внутреннее сопротивление во время заряда. Во время заряда образуется двойной ионный слой на электродах, который и сказывается на результатах измерения внутреннего сопротивления. И естественно будет существенная разница между сопротивлением во время заряда и сопротивлением, когда батарея уже находится в спокойном состоянии. Вообще функция внутреннего сопротивления добавлена в опции оборудования для того, чтобы судить идет восстановление АКБ или нет. Если сопротивление после первого измерения пошло вниз, значит восстановление батареи идет вверх. Если же сопротивление не меняется, то значит в батарее уже идут разрушительные процессы и такой батареей не стоит заниматься, и тратить на нее время и силы. 

1. Ступени заряда.

Есть параметр "I перехода" – это ток перехода с 1 ступени на 2 ступень заряда.

Работает это следующим образом:

При измерении станция переходит в режим стабилизации напряжения - она старается поддерживать напряжение которое указано в параметре "напряжение стабилизации" (U перекл.) и при этом напряжении получается какой-то ток , она сравнивает полученный ток с тем что указан в параметре  "I перехода". Если измеренный ток меньше, то станция переходит на 2 ступень. Также этот ток сравнивается ещё с током отключения (I отключения), если меньше или равен то заряд окончен. Так реализована одна из методик определения окончания заряда.

А переход с 1 на 2 ступень - это функция для снижения газовыделения ближе к концу заряда. На второй ступени ток подается меньший, тем самым снижается газовыделение, и аккумулятор доходит до нужного параметра уже на более меньшем токе.

2. Проценты заряда.

Этим соотношением регулируется процент заряда и процент десульфатации (восстановления). Допустим если в настройках стоят следующие данные: 1 ст% заряда=80 (это значит, что на первой ступени процент заряда будет равен 80%, процент десульфатации равен 20%). 2 ст% заряда = 70 (это значит, что на второй ступени процент заряда будет равен 70, процент десульфатации равен 30). Данные настройки полностью зависят от состояния аккумулятора. Для плохих АКБ мы обычно устанавливаем на 1 ст. процент заряда 75-85 второй 65-75. 
Нет, на Реаниматоре данная функция не реализована. Реаниматор предназначен только для восстановления аккумуляторных батарей с жидким электролитом открытого типа. Реаниматор в основном предназначен для работы на больших (тяговых) АКБ.

По поводу инструкции и ограничения окончания заряда по ёмкости.

Тут нельзя выделить какую-то одну определенную цифру ограничения по емкости. Поэтому ошибки в инструкции нет. Опять же все полностью зависит от состояния восстанавливаемой АКБ. Есть батареи довольно хорошего состояния, в которые для полного заряда и удаления сульфата достаточно влить 1,2 емкости восстанавливаемой АКБ. В основном у нас такая практика и такие емкости на стартерных батареях. Для тяговых же батарей совсем другой подход. Тут для полного заряда «в ноль» посаженной батареи требуется влить 2 (две) ёмкости, как минимум.

Недавно мы восстанавливали тяговую аккумуляторную батарею, напряжением 32 Вольта, емкостью – 450 Ач. Год выпуска батареи – 1989. Данная АКБ шла вместе с погрузчиком. Как только погрузчик приобрели, на нем совсем недолго проработали и поставили в гараж. Батарея села и так, как у данного предприятия не было зарядного устройства, погрузчик более не эксплуатировали. Затем через несколько лет ее попытались зарядить простым зарядником, но т.к. на пластинах уже отложился довольно большой слой сульфата, заряд она не принимала. И его оставили до этого года. В этом году данное предприятие заказало у нас восстановление этой батареи. Напомню, год выпуска АКБ – 1989. При осмотре батареи, помимо сульфата, были обнаружены переполюсованые баночки. При восстановлении такой батареи необходим только контроль отключения по емкости. И для восстановления этой батареи в нее потребовалось влить около 7-и емкостей. Оборудование работало несколько дней с небольшими перерывами в несколько минут (для снятия данных). Сейчас батарея работает и погрузчик резво бегает! :)

Все зависит от состояния АКБ.

Гарантия и Реаниматор отличаются напряжением питания от трансформатора, прошивкой ПО, программным ограничением мощности.

Гарантия и Реаниматор выдают ток 40 А.

Ограничение напряжение для Реаниматора = 140 Вольт, Гарантии = 130 Вольт.

На самом деле не так все просто, как кажется. С помощью Гарантии вы никогда не сможете восстанавливать большие батареи (большого вольтажа и ампеража), такие, как тяговые. Допустим АКБ, у которой 80 Вольт и 450 Ач. Для заряда такой батареи необходим ток 40-45 ампер. Гарантия при таком напряжении (80-90 вольт) войдет в ограничение по мощности и ток заряда выше 20-25 ампер не поднимется. А вы, в свою очередь, пока батарея при таком токе восстанавливается, можете на несколько деньков взять себе отпуск и позагорать на одном из пляжей.! :). И то, неизвестно насколько процентов она восстановится.

Реаниматор – это специальное устройство для работы с большими батареями открытого типа с жидким электролитом. 

Настройки.. Постараюсь вспомнить.. Примерно такие:

I заряда = 40 А

1 ст %заряда = 80

2 ст % заряда = 75

I перехода = 6,0 А

I отключ. = 4,0 А

Огран.емкости = 1 000 Ач. (после того, как батарея набирала данный ампераж, оборудование отключалось, мы делали необходимые замеры, затем заново запускали станцию, таким образом наблюдали и контролировали процесс восстановления, но можно и сразу ввести необходимую емкость, какую вы считаете необходимой).

U перекл. = 37,4 (данный параметр рассчитывается следующим образом: Кол-во баночек * 2,34. В нашем случае – это 16 * 2,34 = 37,44).

Да, вы совершенно правы. На восстановление можно ставить не полностью разряженную батарею. Но все же для более полного и качественного восстановления мы рекомендуем сначала батарею полностью разрядить (батарея считается разряженной, когда напряжение на одной баночке составляет 1,7 вольта), потом поставить на восстановление. Иногда, чтобы добиться максимального эффекта, приходится делать несколько циклов: разряд-заряд/восстановление.

Стандартные замеры, которые мы делаем при восстановлении батареи:

  1. Визуальный осмотр АКБ на наличие повреждения корпуса, перемычек и токонесущих выводов (клемм).
  2. Замер плотности электролита (для открытых АКБ).
  3. Замер остаточной емкости АКБ.
  4. Запись параметров после первого теста и сравнение этих данных со последующими тестами.
Если одна из банок греется больше, чем остальные, значит такая банка имеет в себе замыкание. Но, есть одно «но». Замыкание банки может происходить по причине прорастания кристаллов сульфата свинца. Это явление при помощи нашего оборудования устраняется. Попробуйте поставить процент заряда/десульфатации на первой ступени 75-80%, на второй 70-75..где-то так. Ток заряда поставьте 10% от емкости (т.е. если емкость акб 100 Ач, то ток ставим 10 Ампер). И погоняйте пару часиков. Если изменений не произойдет, значит эта батарея замкнута по причине соединения пластин и подлежит только утилизации. 
Ухудшение параметров АКБ, после восстановления на нашем оборудовании, маловероятно. Но если батарея на грани физического окончания ресурса, то такими батареями лучше не заниматься. Параметры-то возможно вам удастся поднять, и возможно довольно неплохо.. Но сколько времени это батареечка отходит после восстановления – это большой вопрос. Возможно она отходит еще месяц и совсем рассыпится, а клиент потом на вас бочку будет катить – типа «я вам давал рабочую батарею, а она после вашего восстановления через месяц рассыпалась». Поэтому с такими батареями будьте поосторожнее. 

Если для заряда/восстановления необслуживаемых АКБ вы используете программное обеспечение «Гель», тогда в параллель не нужно ставить никаких больше батарей! Ставите только одну необслуживаемую АКБ, переходите на Гель и стартуете. В принципе данное ПО и предназначено для заряда и восстановления необслуживаемых АКБ (гелевых и герметичных). Поэтому используйте только его.

Не помню, что я вам писал про параллельное подключение. Владимир Петрович – может быть.

Что касается параллельного подключения аккумуляторов, то такую практику мы использовали до того, как разработали программное обеспечение для необслуживаемых АКБ. В режиме Гарантии мы подключали в параллель необслуживаемую и открытого типа АКБ, ставили ток равный 10% от емкости и так работали. А суть в том, что при заряде у необслуживаемой АКБ внутреннее сопротивление, как правило выше. И следовательно она быстро нагревается, а это очень нежелательное явления для герметики. Чтобы этого избежать, мы в параллель подключали обычную (открытую) батарею. И часть тока она брала на себя.

Но сейчас есть специально ПО для герметики. Поэтому смело, без всяких лишних подключений, используйте его! 

Ограничение емкости на стартерных рекомендуем ставить 1,2 - 1,8 номинальной емкости не больше . Если батарея конченая то % 1ст = 80, 2ст = 60.

Важно!!! разрядить батарею в ноль и после этого поставить на восстановление. Плотность электролита подозрительно высокая - после восстановления плотность будет еще выше.

Главная ошибка в том, что перед вторым циклом восстановления нужно было разрядить. Первую ступень заряда не рекомендуем опускать ниже 70%. 

Вообще все необслуживаемые (герметика, гель) батареи боятся излишнего нагревания. В процессе нагревания внутри каждой баночки образуются газы, в число которых входят пары воды. При большом давлении срабатывает защитный клапан и эти газы выходят. Если произойдет большая потеря воды, то ее, как вы догадываетесь, в герметику и гель уже никак обратно не залить. Вследствие этого батарея выходит из строя. Поэтому все необслуживаемые, все закрытые (в том числе с жидким электролитом), все гелевые батареи восстанавливайте и заряжайте с помощью ПО «Гель». Данное ПО избавит вас от лишних головных болей. 
Теперь по поводу роста внутреннего сопротивления у плохих АКБ во время заряда/восстановления. У плохих АКБ, также, как и у Герметики и Геля может наблюдаться рост внутреннего сопротивления из-за пузырьков, которые возникают во время газовыделения. Эти пузырьки наполняют поры активной массы и из-за этого значительно может вырасти R. У обычных, довольно хороших АКБ эти пузырьки не задерживаются в порах и сразу выходят наружу. У Герметики и Геля выйти газам практически некуда. У плохих АКБ из-за значительного отложения сульфата, а также из-за осыпанности части активной массы возникает та же проблема. Поэтому во время заряда сопротивление может увеличиваться. Поэтому, чтобы на таких АКБ правильно его измерить, нужно сначала дать батарее отстоятся после заряда часа 2-2,5. 
Последовательно подключать на Гарантии акб разной емкости можно! Но если разница между емкостями подключаемых батарей будет незначительной (10-15, до 20 Ампер). Как раз те емкости, которые вы описали последовательно подключать можно (50-70 Ач). И если АКБ открытого типа, можете смело выставлять ток зарядки 10-12 Ампер. Но если одна АКБ 50 Ач, вторая 150 или 200 Ач, то такие батареи, конечно вместе не подключать. Т.к. та батарея, у которой наименьшая емкость быстро «закипит». 
2,4 и 2,34 В на банку. Тут как такового определенно-верного значения нет. Значение колеблется от 2,34 до 2,4 В. Наши технические специалисты говорят, что на открытых АКБ можно ставить даже чуть больше 2,4 В. Но, тем не менее, мы придерживаемся этих двух цифр и выше 2,4 нигде не ставим. На батареях закрытого типа вообще НЕЛЬЗЯ ставить напряжение свыше 2,4 В на баночку. Как правило, на Гарантии и на Геле мы ставим число 2,4 В. А на Реаниматоре 2,34 В на банку. 

По поводу времени восстановления батарей разной емкости, которые стоят в цепи. По этому вопросу я проконсультировался с разработчиком технологии и оборудования. Он сказал, что время восстановления АКБ от разницы емкостей не зависит. Т.е. вы можете подключать одновременно и батареи 50 Ач и, к примеру, 200 Ач. Время заряда большой батареи увеличится (если вы ток будете ориентировать на маленькую). Но на качество и срок восстановления разница емкостей не влияет. Десульфататор работает сам по себе, в независимости от заданного вами тока. Единственно, КПД у десульфататора значительно повышается, когда в сети подключено свыше 30 В.

Если в цепи стоят плохие и хорошие батареи, то плохие не мешают. В таком случае больший процент восстановления идет на плохие АКБ (с большим сопротивлением), а затем уже восстановление идет равномерно по всей цепи. 

Если вы ставите в ограничении по емкости, допустим, 100 Ач, то оборудование эту емкость и вкачивает, независимо от процентного соотношения ступеней.

Ставьте необходимую вам емкость и работайте! :) 

Теперь по токам:

  • 0,1-0,2 от емкости АКБ - таким должен быть ток заряда
  • 0,2-0,3 от тока заряда - таким должен быть ток переключения
  • 0,1 от тока заряда - таким должен быть ток отключения.